This caption can be styled using CSS.
This caption can be styled using CSS.
This caption can be styled using CSS.
This caption can be styled using CSS.
This caption can be styled using CSS.
This caption can be styled using CSS.

 

 

 

 

 

 

«УСТЬ-ЦИЛЕМСКАЯ ГОРКА»


   

Усть-Цильма известна в Республике Коми и за её пределами как самобытный край.
     Около  пяти столетий устьцилема бережно и трепетно сохраняют свою уникальную культуру. В речи устьцилем, в их одежде, укладе жизни, ремеслах, песнях, хороводах, молитвах остались черты средневековья.
      Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это  весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена  статуса Республиканского  праздника.
         Корни этого праздника произошли от архаичного представления и языческого поклонения людей  солнцу - «яриле-божеству». Люди собирались за деревней на возвышенности и встречали  солнце с песнями и хороводами.
        С давних времен праздник "Горка" символизирует вершину трудового года, пору вхождения подростков в круг молодежи, пик веселья. В середине ХIХ века "Горка", по воспоминанию сторожил села, проходила в Усть-Цильме на центральной  улице села, это было высокое место недалеко от реки Печоры, куда приставали каюки (суда) с товарами. Купцы, прибывшие с Чердыни,  Вятки, Мезени,  Усть-Сысольска раскидывали торговые палатки, и начиналась ярмарка. Обычно к этим событиям жители соседних деревень съезжались в Усть-Цильму, так как это был период ярмарочных гуляний между посевной и сенокосной страдой.
        В системе весенне-летнего  цикла обряд "Горка" занимал важное место, и относился к разряду так называемых "заветных праздников". Приуроченная к датам православного календаря, "Горка" начиналась с Николы вешнего, (22 мая), продолжалась в Троицу, и в каждое воскресенье, если позволяла погода, затем в Иван день (7 июля), и заканчивались все горочные гулянья в день первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).
         "Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
         Выходу "горочников" в хоровод предшествует важный и торжественный момент - "снаряжение", одевание наряда. Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры устьцилём, наполненное могучей животворной силой.
        Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сшитых из репса, парчи или штофного материала, сарафана - матерчатого, фартука - из шёлка, штофа или парчи, коротенька - из парчи, обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор девушки - хаз (налобная повязка) из старинной парчи, головной убор невесты - повойник (мест. побойник) сшитый из старинной парчи, вышитой золотой и серебряной нитью. Женский головной  убор - плат. Он может быть  трёх видов - канофатным, репсовым или парчовым. Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан.
       Мужской костюм более простой. Он состоит  из рубахи - косоворотки, простых штанов, узорных (по мест. писаных) чулков и кожаных ступней.       
        Подлинный костюм  органично сочетается с песней и танцем в зрелище, волнующем своей образностью и достоверностью.
        Традиционно, первую "Горку" устраивали с 10-ти часов утра - её водила молодежь и подростки. Исполнив несколько песен, танцев, участники расходились по домам. После обеда на "Горку" вместе с молодежью собирались замужние женщины. Лишь на вечерней главной "Горке" собирались все возрастные группы, включая детей и стариков, присутствовавших на празднике в качестве зрителей. На вечерней "Горке" участники проигрывали все семь обязательных ритуальных фигур в строгой последовательности: "столбы", "круг", "на две стороны", "на четыре стороны", "вожжа",  "плетень",   "плясовая".  Люди верили в силу заклинания и свято чтили ритуал магических фигур. Этот блок сложных хороводов исполнялся несколько раз в течение игрового дня, поэтому его можно считать кульминацией горочного гуляния. "Горочники" инсценировали исполняемые песни, поэтому праздник представляет собой красочное театрализованное представление, которое является сложным хороводно-игровым действом, требует четкого руководства, а именно,  участие людей старшего возраста в хороводах  было связано с руководством ведения "Горок", с "обучающей" функцией,  и строгим хранением  горочного репертуара. На этом  действие «Горки» заканчивалось, участники  расходились по домам небольшими группами с протяжными,  лирическими  песнями.
       Сегодня это массовое гуляние претерпело существенные изменения. Водят "горку" нынче  2 раза в год: в Иван день - 7 июля и Петров день - 12 июля, собираясь лишь в вечернее время, сами "горочники" считают это нарушением обряда.
        "Горочный" фольклор составляют 17 песенных сюжетов, подавляющее большинство которых принадлежит к классическому русскому хороводному репертуару.
        Не секрет, что сегодня "Горка" в основном проводится силами творческих коллективов, которые являются своего рода наставниками и трансляторами культуры.
       "Горочная традиция дает представление о целом комплексе этических и эстетических ценностей народной культуры. Богатое убранство ярких старинных костюмов, определяющих плавный, торжественный характер движения хороводов, размеренное слаженное пение, посредством которого осуществляется процесс человеческого общения, массовость действа, следование традициям старшего поколения - все это обуславливает особый тип поведения людей в этой ситуации праздника, который является частным проявлением их жизненных устоев" (. Т.С. Канева. "Фольклорная традиция Усть-Цильмы". 2002 г. Сыктывкар.-  с.47).

ГОРКА в фотографиях

 

Муниципальное образование муниципального района «Усть-Цилемский»
e-mail: admust-cilma@mail.ru
При использовании материалов сайта ссылка обязательна